Dead Can Dance – Dionysus (2018)
Среди дуалистических концепций, сформулированных европейскими философами, существует и небезызвестный подход с разделением искусства по доминирующему в нём аполлоническому или дионисийскому началу. Причём, что бы там ни утверждал один из самых душных батя-рокеров постсоветского пространства, «дионисийское» вовсе не значит «матерные стишки и похабные танцульки на потеху пьяного быдла», равно как и «аполлоническое» не равно «одухотворенное, величественное и интеллектуальное». Уж скорее богу виноделия важны обнажённые эмоции и чувства, надрывность и избыточность, вплоть до экстатического исступления, растворения в коллективном бессознательном; драматичность и даже трагичность. В то время как бог красоты и искусств отвечает за произведения форм спокойных и плавных, логичных и правильных.
Вот уж не знаю, задумывался ли обо всём этом Брэндан Перри, когда сочинял материал для последнего на текущий момент полноформата Dead Can Dance. Тем паче что «дионисийское» название тут отсылает ко вполне конкретным проявлениям реликтовых языческих ритуалов на современных праздниках плодородия. Но два альбома дуэта, выпущенные после реюниона, идеально разделимы именно по описанному выше подходу. И там где «Anastasis» пытался сделать всё по строгим формам прошлых релизов, но без признаков собственно творческого процесса, «Dionysus» бьёт по всем органам чувств настоящими залпами эмоций, воплощённых в богатейших, витиеватых и многослойных мелодиях. Вот вам пламя. И вот вам страсть. И море красок. И действительно фонтанирующая, первобытная языческая энергетика. Некоторые элементы, вернувшиеся здесь в творчество Dead Can Dance, были, казалось, безвозвратно утеряны ещё после их эпонимического дебютного альбома. Особенно когда на «Spleen And Ideal» их музыка пропиталась духом renaissance fair, скучной западноевропейской костюмированной вечеринки в псевдоисторическом духе. Здесь же – абсолютное торжество world music в самом прямом и самом правильном понимании этого термина. Балканские, персидские, африканские и мезоамериканские мотивы сменяют друг друга с мозаичной скоростью. И при этом альбом не скатывается в абсурдную и бездумную эклектичность. И не смердит расхожими «этническими» клише – и это я не красоты ради сказал. Вот, например, в «Dance Of The Bacchantes» присутствует балалайка в качестве важного аккомпанирующего инструмента. И что же, солнышко рассупонилось да берёзками повеяло? Да ни черта подобного. Красота аранжировок здесь не приемлет банальных гармоний, как и, к чести Брэндана, излишне слащавых – чем грешат порою даже самые талантливые ученики Dead Can Dance, вроде Irfan.
Кстати, раз уж зашла речь об инструментах. Кажется, из одних только их названий уже можно сложить песню. Давул, беримбау, зурна, гадулка, гайда... чичитли (ацтекская флейта, если вдруг что), в конце концов! Но лучшими инструментами тут так и остаются голоса Брэндана и Лизы.
Расписывать смысл каждого из семи треков, объединённых в два больших концептуальных акта о шестнадцати и девятнадцати минутах, не вижу необходимости – зря вам, что ли, в информационный раздел впихнули такой пласт текста из буклета? Но, впрочем, как и любая хорошая музыка, здешние песни умудряются донести общий смысл одними лишь нотами, без лишних слов.
Кто-то может сказать, что раз уж материал, по сути, сочинён одним лишь Перри, то и «Dionysus» – это его сольник, с Джеррард в качестве сессионной вокалистки. Что ж, в таком случае это лучший сольный альбом в карьере австралийца.
| #Dead_Can_Dance | #Electronic | #Folk | #Modern_Classical | #Darkwave | #Tribal | #Experimental |