#Аэростат930, Psychedeliа И Сознание
Моя жизнь за последние лет 17 практически каждый день проходит в поиске: я ищу на просторах Сети – что бы такого вам поставить, что бы вас удивило, порадовало и сделало жизнь лучше; что коснулось бы вашего существования волшебной палочкой и превратило его в чудо, как когда-то это было со мной.
И в процессе этих поисков иногда удается находить совершенно удивительную музыку.
Когда-то я уже рассказывал вам про психоделическую музыку: она была (и есть до сих пор) непонятной, удивительной, непредсказуемой; в ней часто использовались сказочные мотивы и ссылки или совершенно непредсказуемые гармонические переходы; и всем было понятно, что за детскими образами, родственными «Алисе в Стране Чудес» и «Ветру в Ивах», скрываются очень даже взрослые поиски парадоксальной истины. Это была история о том, как люди, увидевшие в юности звезду и последовавшие за ней, оказываются жертвами неуверенности, малодушия, собственности и перестают видеть – и о том, как можно подать им руку помощи.
О этом писал Герман Гессе в великой и очень точной книге «Путешествие на Восток».
Вообще-то считается, что «психоделическая» музыка – это музыка, навеянная расширением сознания, как правило – гомеопатическим.
Однако, как это ни смешно, большая часть так называемой «психоделической» музыки создавалась людьми, абсолютно трезвыми; а если гомеопатия и была в их жизни, то она заключалась в нескольких пинтах пива в соседнем пабе. Про это часто рассказывали непосредственные участники событий.
Так что речь идет не об аберрации сознания, а о серьезном психологическом феномене.
А суть этого феномена в том, что музыка (и вообще искусство) настраивает человеческую психику на определенный лад, поэтому каждое время порождает свою музыку, которая настраивает людей на жизнь в этом времени. И музыка нужной каждому времени психологической тональности попадает в наш мир через творческих людей, которые обычно и сами не имеют понятия – откуда эта музыка взялась, как они ее написали и почему она именно такая.
Многочисленные свидетельства говорят, что сами творцы не знают, откуда берется вдохновение. Барды древности – как мы помним – ходили на пророческие холмы спать, и во сне слышали какие-то мелодии. Боб Дилан неоднократно замечал, что понятия не имеет – откуда берутся у него слова, поражающие весь мир. Кит Ричардс сравнивал творцов с приемником, принимающим передачи неведомо откуда. Как писал Маяковский: «поэзия вся – езда в незнаемое».
Подлинное искусство создается вопреки всему нам известному, это поиск новой истины. Играющие наверняка – играющие под фонограмму – заранее проиграли. Как говорили древние, когда мы больше не знаем, что делать – начинается настоящая работа; когда больше не знаем, куда идти – начинается подлинное путешествие.
И это совсем не придуманная вещь. Как говорила действительно великая Нина Симон: «как мы – артисты – можем не отражать реальность»?
И чем выше калибр артиста, тем из более высокого уровня реальности он посылает нам телеграммы.
Так давайте посмотрим – откуда же берется это истинное; то, что, передаваясь через искусство и культуру, формирует жизнь и само настроение человечества?
Все специалисты по процессам работы мозга сходятся на том, что считать, что человек думает и в результате размышления приходит к какому-то решению, в корне неверно. То, что мы привыкли называть процессом «думания» – просто шум, из-которого мы не сразу воспринимаем то, как «все есть на самом деле».
Великий нейрофизиолог Наталья Бехтерева, которая всю жизнь занималась вопросами мышления, говорит: «я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает».
А «то, как все есть на самом деле» безначально присутствует в нас; это то самое наше истинное «я», бесконечное и вневременное, которое является нашей сутью. Оно и есть – источник всего знания; и сполохи этого пред-знания мы называем интуицией, предвидением и другими малопонятными словами.
Эйнштейн, который точно разбирался в том, как устроен мир, говорил: «интуиция – это священный дар, а разум – его покорный слуга».
В великой «Бхагавад-гите» сказано предельно просто: есть поле – то есть человеческая жизнь; и есть Обитатель Поля – Тот, кто населяет это неодушевленное поле и все воспринимает. Именно Обитатель Поля и есть тот источник, из которого возникает все знание Вселенной.
И слова к этому не имеют ни малейшего отношения. Ведь стоит помнить, что любое слово – это не более чем набор звуков или знаков, которым мы договорились называть то или иное явление жизни. Слово – это ярлык, а само явление находится вне слов. Истинный мир – это мир без слов. И важно воспринимать мир так, как будто ты еще не знаешь, что слова существуют.
Не зря в древнекитайской книге Дао Дэ Цзин сказано: «Дао, выраженное словами, не есть постоянное дао».
Именно поэтому так важна музыка: искусство, вообще не зависящее от слов.
И психоделическая музыка, которую мы слушаем сегодня, именно на этом принципе и строится. Если обычная человеческая музыка – это музыка, в которой мир логичен, упорядочен и гармонизирован, то в психоделической музыке обязательно присутствует элемент Хаоса – энергии Творчества: либо в своем первозданном виде, либо в виде детской игры, где правила если и есть, то они непостижимы, и мы – как дети – не понимаем их, но принимаем без вопросов: именно потому, что мы оказываемся в мире без слов, непостижимом, истинном.
И понимаем, что всё это игра, которой в нас наслаждается Обитатель Поля.
Иллюстрация - Марина Бартош
#psychedelia